Быть диком: андроид заменил умершего фантаста
Мистер Дик, мир стал более странным, с тех пор как вы оставили нас. Мы окружены клонами, патентованными генами, частицами быстрее света, Aibo… Один учёный обещает построить чип, названный «ловцом души», который будет из-за наших глазных яблок делать запись всей жизни.
Разве всё это не звучит странно знакомым?
— Да. За эти годы, мне кажется, тонкими, но реальными шагами мир пришёл к тому, чтобы напоминать романы Филиппа Дика.
Некоторые даже обвинили меня в «навлечении» современного мира моими романами.
— Как точно вы охарактеризовали бы эти романы?
— Моё перо имеет дело с мирами-галлюцинациями, с опьянением, психозом. Это как наркотик, вводящий разум в заблуждение.
Но моё письмо действует как противоядие, не отрава.
Это интервью, которого никогда не было, и всё же — оно было.
На фестивале NextFest 2005, организованном журналом Wired, посетители выставки в Чикаго и, прежде всего, представители прессы, могли взять интервью у популярного американского фантаста Филиппа Дика, вальяжно развалившегося на диване в гостиной и отвечающего на вопросы.
Конечно, это был не сам писатель (он умер в 1982 году), а его неплохая андроидная копия. Этот проект кудесников-робототехников из Далласа, соответственно, так и называется — Philip K. Dick.
Писатель-андроид анфас и ещё один его вид, более близкий к естественному, благодаря наличию волос (фотографии с сайтов mikeslist.com и hansonrobotics.com).
Создала робота компания Hanson Robotics при участии нескольких институтов США.
Своё произведение она также называет андроидом-портретом. И, надо сказать, портрет этот не только достоверен, но и вполне жизнеспособен.
То бишь, он реагирует на внешнюю обстановку, хотя и сидит на своём диване безвылазно.
Филипп Дик известен, к примеру, как автор таких нашумевших (экранизированных), сюжетов как «Бегущий по лезвию бритвы» (Blade Runner), «Особое мнение» (Minority Report) и «Вспомнить всё» (Total Recall). Хотя, конечно, этими произведениями его творчество не исчерпывается.
Собственно, 10 тысяч страниц из произведений Дика и легли в основу робота-андроида.
Да, внешнее сходство с писателем – тут не главное. Машина меняет мимику, подмигивает, улыбается и даже распознаёт людей, глядя своими глазами-видеокамерами.
В проект, кстати, должны добавить программу биометрии, которая позволит Дику-роботу узнавать конкретных людей в лицо (например, своих прижизненных друзей и родственников), а также – распознавать эмоции собеседников по выражению лиц.
Но главное другое – уже сейчас эта машина отвечает на вопросы, используя программу, которая выбирает подходящие случаю реплики из книг американского фантаста.
Обстановка, в которой принимает гостей Дик-робот, воссоздаёт некую квартиру в духе 1970-х, когда фантаст создал многие из своих произведений (иллюстрация с сайта hansonrobotics.com).
Эта имитация общения с писателем обязана своей достоверностью не только программистам, но и другу Дика, его литературному душеприказчику Полу Вильямсу (Paul Williams), который посчитал этот проект мощным мемориалом фантасту.
Работы Дика обращались к темам, в которых наука, технология и робототехника бросали вызов индивидуальности человека. Он часто изображал роботов, которые думали, что они – люди.
И в этом плане проект андроида-портрета как нельзя лучше подходит для почтения памяти писателя.
Здесь совмещены новейшие достижения в области искусственного интеллекта, распознавания образов и живой речи, а также – аниматроники, имитирующей настоящую кожу и действие мимических мышц.
Голос писателя-андроида – не запись на плёнке, а результат работы новейшего синтезатора речи. Лицевая мимика портрета синхронизирована с его репликами.
Проект, кстати, не закончен. И многие способности Дика-робота только ещё будут в него закладываться.
Трудно сказать, во что всё это выльется. Конечно, ни о каком самосознании роботизированной куклы говорить не приходится.
И всё же, вспоминая произведения самого фантаста, нужно заметить – грань между «правдой жизни» и имитацией – очень тонка.
Нашему миру не больше 200-300 лет. Как погибал античный мир