150 Лет первой победе подлодки. семь историй о подводном вооружении
17 февраля 1864 года значится как день первой в истории подводного флота победы субмарины над надводным кораблём. В этот день 150 лет назад подводная лодка «H.
L. Hunley» Конфедерации штатов Юга Америки потопила паровой корвет «Housatonic» с помощью несамоходной торпеды (проще говоря, это был 6-метровый деревянный шест с медным цилиндром на конце, в котором находился 32-килограммовый заряд чёрного пороха; торпеда вонзалась зазубренным концом в деревянный борт атакуемого корабля, подлодка давала задний ход, и по достижении безопасного расстояния с помощью верёвки приводился в действие запальный механизм). Вскоре после удачной атаки «H.
L. Hunley» затонула, и весь экипаж погиб.
В октябре 1900 году британский контр-адмирал Уилсон, выражая суть моральной дилеммы, вдруг вставшей перед высшим морским руководством державы, заявил, что подводная война не укладывается в концепцию благородного военного поединка: «Тайная война всегда была незаконна. Противникам надлежит сражаться лицом к лицу, будучи облачёнными в легко узнаваемую униформу.
Поэтому подводная лодка как закулисный несправедливый вид оружия должна быть проклята в Англии, а правительство должно рассматривать все подводные лодки как пиратов в военное время и казнить их экипажи через повешение».
Пройдёт всего три года – и адмирал британского флота Джон Арбутнот барон Фишер вынужден будет признать: «Грядёт революция в стратегии и тактике военно-морской войны, и ею мы будем обязаны подводной лодке». Забавно, но в 1910 году британская военная доктрина всё ещё предусматривала, что боевые операции подводных лодок должны быть ограничены лишь акваториями гаваней.
История подводного военного флота изобилует странными и удивительными конструкциями систем вооружения, которыми в разное время оснащались подводные боевые корабли. Об этом сегодня самое время поговорить…
Вручную — надёжнее!
Трое американцев — Гораций Лоусон Ханли, Джеймс Макклинток и Бакстер Уотсон — в 1862 году начали активно разрабатывать боевые подводные лодки с электрическим и паровым двигателем, однако уровень развития технологий тех лет не позволил экспериментальным лодкам достичь тех скоростей, которые были бы интересны военным. Изобретатели были вынуждены придумать привод для лодки, использующий мускульную силу членов экипажа.
Так родилась та самая «H. L. Hunley», с рассказа о которой мы и начали беседу.
Экипаж лодки состоял из командира, управляющего наполнением балластных цистерн, и семи матросов, вращавших коленчатый вал гребного винта.
Поднять пары!
В 1885 году шведский изобретатель и промышленник Торстен Норденфельд сумел разрешить основные технические проблемы паровой тяги и сначала в Швеции, а затем в Англии открыл производство паровых подводных лодок «Nordenfeldt». В надводном положении лодка могла идти «под парами» до 240 км; это была первая в истории лодка, способная стрелять торпедой в погружённом состоянии.
Паровой привод работал своеобразно: в подводном положении лодка шла за счёт резервов «накопленного пара», причём требовалось целых 12 часов, чтобы выработать количество пара, достаточное для 30-минутной подводной миссии. Гидродинамика лодки оказалась крайне неудачной.
Под водой она вдруг внезапно начинала менять скорость и направление движения; в одном из докладов разведки США агент упоминает «опасные и эксцентричные движения» этой субмарины. И всё же сделало своё дело. «Nordenfeldt» при любом удобном случае демонстрировалась монаршим особам и высшему генералитету, что в короткие сроки сделало неудачную лодку… мировым стандартом. Греция, Турция и Россия купили несколько лодок, но в Греции они не использовались, предназначавшаяся России лодка по пути села на мель, а из двух турецких одна утонула после выстрела торпеды, а вторую решили не достраивать…
По дну как по шоссе
В 1893 году конгресс и ВМФ США объявили конкурс на создание новой подводной лодки с использованием комбинированной силовой установки «паровая машина — динамо-машина — аккумуляторы — электродвигатель». Претенденты сражались за финансирование в объёме $200 тыс.
Один из участников конкурса Саймон Лейк предложил снабдить лодку колёсами, с помощью которых она могла кататься по дну. От такого предложения ВМФ США отказались, что не помешало Лейку провести серию презентаций малой модели с колёсами «Аргонавт младший» и собрать достаточно денег от частных инвесторов для создания большой лодки «Аргонавт I».
Английский великан
В 1917 году Великобритания продемонстрировала миру новую серию гигантских паровых подводных лодок «K-Class». Длиной более 50 м, весом в 1 883 тонны, эти лодки должны были наводить страх на Германию, но, похоже, в большей степени наводили его на членов экипажа.
Отсутствие вентиляции котельных отсеков в подводном положении приводило к тому, что температура в котельном отделении достигала 72 ?С, а в машинном — 32 ?С при неработающих котлах.
В 1919-м несколько незавершённых лодок K-Class были переведены на дизельную тягу и оснащены 12-дюймовыми орудиями, стрельба из которых могла вестись только в надводном положении. Новая серия получила индекс М.1 и стала, по сути, «ныряющей артиллерийской батареей».
Под индексом М.2 существовала аналогичная лодка, оборудованная герметичным ангаром и выполнявшая функции подводного авианосца. Толку от неё было мало, а однажды из-за сбоя в механизме дверей ангара лодка оказалась частично затоплена, и эксперименты с ней больше не проводились.
Попытки создать авианесущую субмарину предпринимались в 1923 году и в США, но эксперименты с подлодкой S-1 и гидросамолётами MC-1 (на фото вверху) были признаны неудачными: сборка и разборка гидросамолётов вынуждали подлодку слишком долго находиться на поверхности.
Французский монстр
В 1931 году рекорды англичан по размерам, массе и вооружению лодок K-Class побили французы. Созданная ими субмарина «Surcouf» весила 3 304 тонны, достигала в длину 120 м, а вооружена была двумя 8-дюймовыми пушками.
На борту находился гидросамолёт-разведчик. В 1942 году, выйдя в очередное плавание, «Surcouf» бесследно исчезла…
Лодки для камикадзе
В 1944 году японские конструкторы переделали в подводную лодку 40-дюймовую торпеду, оснастив её отсеком управления, в котором помещался один пилот-камикадзе. Система жизнеобеспечения имела ресурс 5 часов, открыть люк и покинуть лодку подводник не имел возможности.
Эти лодки назывались «Kaiten». В ходе Второй мировой войны около полусотни этих лодок штурмовали американские танкеры, транспорты и десантные корабли.
Следует отметить, что в этом же году Германия также начинает выпускать сверхмалые субмарины «Seehund», вооружённые двумя торпедами, с экипажем из двух человек. В условиях реального боя скорость хода не более 8 узлов на поверхности и 5 узлов под водой превращала эти лодки в некое подобие японских «Kaiten».
Около трёх сотен таких лодок было построено к маю 1945 года, но принять участие в боевых действиях они не успели.
Первые ракетоносцы
США первыми вооружили подводную лодку крылатыми ракетами. В 1948 году на базе немецкой конструкции «гудящей бомбы» – самолёта-снаряда V-1 – американцами была построена копия, с которой началась история морских крылатых ракет.
Подъёмная рампа на палубе подводной лодки позволяла подготовить старт ракеты за 5 минут, причём все операции проводились хотя и вручную, но дистанционно. За горизонтом радиоуправление полётом ракеты осуществляла вторая субмарина.
В 1953 году, завершив эксперименты с немецкой техникой, США оснастили подводные лодки SSG-574 «Grayback» крылатой ракетой «Регулус», способной нести ядерный заряд на расстояние до 500 миль. Впоследствии, когда «Регулус» был снят с вооружения, предназначенные для размещения ракет ангары на подлодке были переделаны в помещения для морских десантников.
Кстати говоря, в этом же 1953 году впервые новую форму корпуса подводной лодки, которая нам сегодня кажется привычной, — обводы атомных субмарин — ВМФ США опробовали на быстроходном испытательном стенде — подводной лодке «Albacore» (на фото внизу). Приближалась эра атомоходов, для которых ходовые свойства в подводном положении были гораздо важнее, чем качества надводного судна.
После цикла испытаний эта форма корпуса была использована на последней серии дизельных подлодок и на одной из первых лодок «ядерного класса» «Skipjack».
К-162: самая быстрая подводная лодка в истории