10 Лет проекту grand challenge, или краудсорсинг по версии darpa

10 Лет проекту grand challenge, или краудсорсинг по версии darpa

13 марта 2004 года, 10 лет назад, был дан старт первому ралли автомобилей-роботов, проводимому в рамках проекта DARPA Grand Challenge. Уже из названия понятно, что идейным вдохновителем соревнований стало Агентство перспективных исследовательских проектов в области обороны (DARPA — Defense Advanced Research Projects Agency; на фото ниже — штаб-квартира).

Суть же проекта заключалась, по существу, в применении принципов краудсорсинга для решения довольно сложной задачи — создания систем управления наземными транспортными средствами, которые были бы способны привести машину в заданную точку маршрута без участия человека-водителя.

Будучи государственной организацией, распоряжающейся бюджетными деньгами, DARPA обратилось в правительство и в 2003 году получило санкцию конгресса США на учреждение призового фонда для материального стимулирования инженерных команд, которые будут создавать полностью автономные автомобили-роботы. Сверхзадача, которую ставило перед собой DARPA, начиная этот проект, заключалась в поиске технологии, которая помогла бы к 2015 году перевести на автоматическое управление не менее трети всех военных транспортных средств, перемещающихся по земле.

Объявленный приз победителю Grand Challenge 2004 года составлял $1 млн. Ралли, запланированное на 2005 год, проводилось с призовым фондом $2 млн.

В третьем туре соревнований, который был проведён в 2007 году и назывался Urban Challenge (в отличие от первых двух заездов, здесь роботы должны были колесить по макету города), разыгрывалась сумма в $3,5 млн. ($2 млн победителю, $1 млн за второе место и $500 тыс. — за третье). Результаты соревнований продемонстрировали высочайшую эффективность краудсорсинга в области создания технологий автоматического управления.

Судите сами: по оценкам участников соревнований, стоимость разработки и создания «беспилотных» автомобилей, которые сумели победить в гонке, в 1,5–2,5 раза превышала сумму полученного приза, а организатор соревнований (DARPA) по условиям контракта, который подписывал каждый участник проекта, получал полную детальную документацию на «железо» и «софт» автомобилей-роботов. Проще говоря, разработка требуемой технологии обходилась DARPA в разы дешевле, чем если бы на это дело была подряжена какая-нибудь компания или исследовательский центр.

Одним словом, успех дела было решено развить, и в декабре 2013 года DARPA объявило о запуске конкурсного проекта Robotics Challenge, цель которого — получить робота, способного быть ассистентом человека в экстремальных условиях (зоны экологических бедствий, техногенных катастроф или боевых действий). Итоги конкурса подведены совсем недавно, в декабре прошлого года.

Чуть ранее Robotics Challenge стартовал ещё один краудсорсинговый проект DARPA, подведение итогов которого планируется в 2016 году, – Cyber Grand Challenge, нацеленный на создание нового поколения технологий информационной безопасности… Впрочем, сегодня вспомним основные вехи «автомобильных» проектов DARPA, которые стали “первыми ласточками” в череде краудсорсинговых инициатив Агентства перспективных оборонных проектов США.

DARPA Grand Challenge, сезон 2004 года

Из 100 с лишним команд, зарегистрировавшихся в качестве участников проекта, на старте со своими машинами оказалось всего 15. Им предстояло пройти маршрут длиной около 230 км по пустыне Мохаве.

Старт состоялся недалеко от городка Барстоу в штате Калифорния, финиш — в соседней Неваде, вблизи города Примм. По правилам соревнований, маршрут движения передавался командам за два часа до старта на компакт-дисках.

Не запрещалось заранее изучать местность, строить топографические карты и профили рельефа.

Трасса движения роботов вначале была вдвое более протяжённой (540 км), однако ближе к дню старта было принято решение дистанцию сократить, а время, отводимое на преодоление пути, оставить прежним — 10 часов. Вдоль трассы были построены многочисленные искусственные препятствия: «линии электропередач», заборы из колючей проволоки, ворота и тому подобное.

Несколько сотен волонтёров и 80 «морпехов» находились в оцеплении вдоль трассы, наблюдая, чтобы никто из зрителей не попал в опасную зону движения роботов. Два десятка специалистов-биологов тщательно прочесали трассу, убирая всю ползучую живность, в частности черепах.

По сигналу начала гонки роботы дружно двинулись в путь, и тут же начались неприятности. Кто-то не «вписался» в ворота, робот-багги врезался в забор, джип «Песчаная буря» команды Университета Карнеги — Меллона (обошёлся спонсорам в $3 млн) сумел установить рекорд скорости — 65 км/ч, но вскоре перевернулся, объезжая горку.

Робот-мотоцикл упал в трёх метрах от старта. Несколько машин было дисквалифицировано: они вообще не смогли начать движение в нужном направлении.

Четыре робота сумели преодолеть 1,5 км, а лучший результат показала машина марки «HUMMER-H1» команды Red Team из Университета Карнеги — Меллона, преодолевшая 11,8 км (!) из 230.

Короче говоря, приз не достался никому. Представители DARPA, тем не менее, назвали всё это кибернетическое действо «большим успехом» и объявили, что следующий заезд ралли Grand Challenge состоится в 2005 году, а призовой фонд будет увеличен до $2 млн. На том и порешили…

DARPA Grand Challenge, сезон 2005 года

Второй заезд состоялся 8 октября 2005 года. Надо сказать, конструкторы не сидели сложа руки, и это сразу было заметно. Все роботы, кроме одного, сумели преодолеть предельную дистанцию прошлого года (11, 8 км), а всю трассу прошли пять машин.

На этот раз длина маршрута была ещё меньше (211,8 км), старт и финиш находились в одном пункте — у того же городка Примм. На старт вышли 23 робота, отобранные по результатам предварительных испытаний из 195 заявленных участников.

Победителем гонки стал робот-автомобиль «Стэнли» (команда Racing Team Стэнфордского университета), преодолевший маршрут за 6 часов 54 минуты. На втором месте — «Песчаная буря» (команда Red Team Университета Карнеги — Меллона).

Несколько фотографий «начинки» победителя гонки помещены ниже.

Программное обеспечение компьютера «Стэнли» имеет объем примерно в 100 тыс. строк кода, что, по словам представителя DARPA Рона Куржановича, является «программным продуктом среднего размера». Самой главной особенностью программного обеспечения — «секретным соусом», по выражению того же Куржановича, — являлся самообучающийся алгоритм фильтрации ложных препятствий — теней, необычных ракурсов и тому подобных изображений, формируемых телекамерами, которые вызывали лишние торможения и «желание робота уйти в придорожные кусты».

DARPA Urban Challenge, сезон 2007 года

3 ноября 2007 года состоялся третий заезд роботов-автомобилей. На этот раз для соревнований была выделена территория выведенной из эксплуатации авиабазы Джордж в штате Калифорния, где были построены условные декорации городских улиц, нанесена дорожная разметка, поставлены светофоры.

По условиям соревнований роботы должны были проехать 96 км «улиц» за время не более 6 часов. При этом требовалось обязательно соблюдать правила дорожного движения, осуществлять автоматический объезд препятствий.

В целом проект Urban Challenge задуман в качестве испытательного полигона технологий, которые позволят полностью передать управление автомобилями роботам.

А вот и победитель Urban Challenge робот Boss за рулём Chevy Tahoe, принёсший своей команде ровно $2 млн.

Atlas, The Next Generation


Читать также…

Читайте также: